Официальный сайт МКОУ "Степновская СОШ"Пятница, 07.02.2025, 11:49

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Педагогические россыпи | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Педагогические россыпи [15]

Форма входа

Главная » Статьи » Разное » Педагогические россыпи

Химический вечер «Своя игра»
Внеклассное мероприятие в рамках недели химии для учащихся 8-11 классов

Цель: «Развитие познавательных интересов к предмету химия. Показать связь химии с другими науками. Развивать умение применять имеющиеся знания в новой ситуации».

Вечер построен в форме игры. Материал для игры – сборный из многих источников плюс вопросы, которые подготовили сами ребята с помощью учителя. Игра посвящена предмету химия, ее связям с другими предметами. С помощью учителя были сформированы две команды из учащихся 8-11 классов по 6 человек в каждой. Желательно равных по знаниям и эрудиции. Для игры старались подобрать вопросы, касающихся различных разделов химии, и оценить их по степени трудности в баллах (химоны).
За 7 дней до вечера командам было дано задание: выбрать капитанов, выполнить эмблему для команды и защитить ее. Эмблему выполнить на листе форматом А – 4. Одна команда выбрала название «Вода», другая – «Алхимики», обе команды дали обоснования названиям.
Команды и их болельщики разместились слева и справа от ведущего и судей, которые были выбраны из числа учителей и учащихся школы.

Правила игры:

1. Каждая из соревнующихся команд должна иметь свою эмблему, название. Команды должны подготовить защиту эмблем.
2. За игровые столы садятся две команды по 6 человек.
3. За правильный ответ команде присуждается то количество баллов (химонов), которое указано на листе с вопросом.
4. Если команда не смогла ответить на вопрос, ей записывается поражение.
5. Отвечающей команде для обдумывания вопроса дается одна минута.
6. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество химонов.
7. Играют команды по очереди, порядок которой определяется жеребьевкой.

I. Разминка болельщиков
(цена вопроса – 2 химона)

1. В название химического элемента третьего периода добавьте букву «Ф» и получите название земной оболочки (сера - сфера).
2. К названию химического элемента третьей группы прибавьте числительное, чтобы получилась фамилия русского ученого химика и композитора (Бор+один=бородин).
3. В названии какого химического элемента надо изменить порядок букв, чтобы получить изотоп водорода? (иттрий-тритий).
4. В названии какого галогена нужно изменить порядок букв, чтобы получить название геометрической фигуры (Бром - ромб).
5. Приведите название химического элемента с буквой «О» на конце. Если вы измените букву «О» на «А» в названии этого химического элемента, то получите название органа, обладающего свойством вырабатывать специфические секреты (Железо – железа).
6. В названии химического элемента шестого периода замените первую букву на «Г» и в результате получите элемент четвертого периода (Таллий – галлий).
7. В названии благородного металла замените первую букву на «Д» и Вы получите название столярного инструмента (Золото - долото).
8. Какой химический элемент третьей группы периодической системы носит название соснового леса? (Бор).
9. Какой химический элемент исследованием которого рекомендовал «особо тщательно» заниматься Д.И. Менделеев, носит название планеты солнечной системы.
10. Какой город России носит название горной породы (сырья для производства фосфорных удобрений)? (Город Апатиты в Мурманской области).

Пока жюри подводит итоги - музыкальная пауза, и занимательный опыт.

Опыт: «Костер без спичек».
В фарфоровую чашку насыпали кристаллы перманганата калия. Затем на них каплями – глицерин (3-4). Происходит самовоспламенение смеси.

II. Конкурс капитанов
(защита эмблем)

Подведение итогов конкурса.

Занимательный опыт: «Вулкан» на столе.
На стеклянную пластину насыпать конусом дихромат аммония. На верхушку положить 5-6 головок от спичек. Зажечь их лучиной. Создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого высыпаются раскаленные массы.

Ш. Соревнование команд

1. Электронное строение атома
(цена вопроса – 4 химона)

1. Атом кого химического элемента имеет один Р-электрон? (атом Бора).
2. В атоме, какого химического элемента три S-электрона (S3). (В атоме лития).
3. Перечислите химические элементы в атомах, которых 6-S-электронов. Сколько их? (Семь элементов: магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор, аргон).
4. Сколько Р-электронов в атоме серы? (10).
5. Сколько S-эелектронов в атоме бария? (12).
6. Сколько максимально электронов может находиться на третьем подуровне? (ноль, так как этого подуровня не существует).
7. Назовите состояние электронов, для которых характерны разные главные и магнитные квантовые числа и одинаковые орбитальные? (например 2Рх и 3Рy).
8. Сколько валентных электронов в атоме химического элемента, имеющего 17 протонов в ядре? (семь в атоме хлора).
9. Атомы какого химического элементы имеют меньший радиус: магний или сера? (атомы серы, так как в периоде с увеличением заряда ядра электронная оболочка сжимается).
10. Сколько орбиталей занимают электроны в атоме химического элемента, если их общее число равно 14? (Восемь орбиталей – в атоме кремния).

Поведение итогов конкурса, музыкальная пауза и занимательный опыт.

Занимательный опыт: Темно-серые «змеи».
На стеклянную пластину насыпаем конусом песок. В центре конуса делаем углубление и помещаем туда смесь из двух граммов пищевой соды и 13 граммов сахарной пудры. Спиртом пропитываем песок. Поджигаем. Спирт горит. Сахар превращается в карамель, а сода горит с выделением углекислого газа. Из песка выползают «змеи». Чем дольше горит спирт, тем длиннее «змеи».

2. Строение ядра атома
(цена вопроса – 2 химона)

1. Назовите две элементарные частицы на букву «П» (протон, позитрон).
2. Название какой частицы ядра атома оканчивается на букву «Н» (нейтрон, протон).
3. Могут ли атомы разных химических элементов иметь одинаковую массу? (да, например: железо и кобальт, аргон и кальций).
4. Назовите не менее 4 химических элементов в наиболее распространенных нуклидах, которых число протонов равно числу нейтронов (гелий, углерод, азот, кислород, кремний, сера, кальций и др.).
5. Атомы, каких химических элементов содержат в ядре по 10 нейтронов (атомы фтора и неона).
6. Может ли один изотоп химического элемента быть в два раза тяжелей другого изотопа этого же элемента? (изотопы водорода – протий 1Н и дейтерий 2Н).

Подведение итогов конкурса.

IV. Задание по блокам.

Блок «Химия и биология»
(цена вопроса – 2 химона)

1. С какой целью проводится рыхление почвы?
2. Почему под слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз?
3. Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающей к автомагистрали?
4. Какая вода мутится от дыхания?

Блок «Химия и математика»
(цена вопроса – 3 химона)

1. Составьте формулу оксида алюминия.
2. Вычислите массовую долю (в wacko кислорода в оксиде серы (IV).
3. Найдите массовые отношения в серной кислоте.
4. К 150 граммам 30% раствора прилили 100 грамм воды. Рассчитайте концентрацию полученного раствора.

Блок «Химия и физика»
(цена вопроса – 2 химона)

1. Можно ли заполнить газообразным кислородом пол баллона?
2. Почему молекулы, входящих в состав атмосферы газов, двигаясь во все стороны не покидают землю, не улетают в космическое пространство?
3. Какие физические явления объясняют следующий опыт? На листе жести поместили ватку, смоченную бензином. На расстоянии 5 см от нее зажигаем свечу. Через несколько минут ватка вспыхивает.
4. Какие химические элементы наиболее распространены в космосе?

Блок «Химия»
(цена вопроса – 3 химона)

1. Как называется вещество (KHS)?
2. Как обуглить дерево без огня?
3. Как очистить яйцо не разбивая скорлупы?
4. На поверхности одной из планет солнечной системы встречается трехатомное соединение. Оно горит в атмосфере одного из галогенов, а при разложении дает два простых газообразных вещества. Установите формулу этого соединения и название планеты, на которое оно чаще встречается.

Подведение итогов четвертого конкурса и итогов вечера.

Занимательный опыт: «Золотой» нож.
В мерный цилиндр (V = 100 мл) наливают раствор медного купороса. Берут нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож в раствор на несколько секунд. Вынимают, протирают салфеткой. Нож становиться «золотым». Он покрывается ровным блестящим слоем меди.

В конце вечера объявить благодарность участникам, можно вручить призы (коробки конфет) и фотография на память.

Занимательный опыт: моментальная «фотография».
Заранее на чистый лист бумаги нанесем фигурки человечков раствором гидроксида натрия. Ваткой, смоченной раствором фенолфталеина проведем по листу с рисунком. Рисунок проявляется.

Литература

Химия в школе № 6, 1994 г. стр. 28
Химия в школе № 6, 1989 г., стр. 105
Химия в школе № 9, 2002 г., стр. 87-88
Урок закончен занятия продолжаются.
Категория: Педагогические россыпи | Добавил: PaninaVIP (11.11.2011)
Просмотров: 2087 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz