Официальный сайт МКОУ "Степновская СОШ"Пятница, 31.01.2025, 06:00

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Педагогические россыпи | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Педагогические россыпи [15]

Форма входа

Главная » Статьи » Разное » Педагогические россыпи

Анализ методической работы
Анализ методической работы
 в МОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» Николаевского района Волгоградской области
за 2010-2011 учебный год.

Методическая работа школы в 2010 - 2011 учебном году строилась на основе методической темы школы: "Использование продуктивных образовательных и воспитательных технологий в учебно-воспитательном процессе для повышения удовлетворенности качеством работы школы".
Перед коллективом были поставлены следующие задачи:
1.    Дальнейшая информатизация образовательного процесса и совершенствование педагогического мастерства через повышение информационных компетенций всех участников образовательного процесса.
2.    Вовлечение всех учителей, учащихся и их родителей в жизнь школы, в т.ч. в инновационную деятельность через использование современных образовательных технологий, информационно-коммуникативных технологий.
3.    Повышение результативности работы с "одаренными детьми", создание комфортных условий работы для данных учащихся.
4.    Формирование познавательного отношения к процессу обучения и воспитания всех участников образовательного процесса.
5.    Повышение личной ответственности участников образовательного  процесса за обеспечение доступности, качества и эффективности образования.
Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:
Разработан план работы методической службы, уточнён план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов, распределены обязанности членов МС, созданы творческие группы.
В школе работает:
•    МО учителей начальных классов (Кондрашова Н.Н., Бержанова З.Н., Душанова Б.Ч., Таранова Н.Н);
•    творческие группы:
1.    "Формирование устойчивого качества знаний" (Пащенко Л.В., Баринова Е.А.);
2.    "Освоение информационно-коммуникативных технологий" (Панина И.Г., Дмитриева Н.В., Кондрашов А.В.);                                
3.    "Формирование устойчивых навыков рациональных устных вычислений" (Жалоба И.В., Бержанова З.Н.),
4.    «Нестандартные формы проведения уроков» (Петренко И.В., Бирюлева Г.В.).
•    остальные преподаватели работают индивидуально над своими темами самообразования.
На заседаниях МО были рассмотрены и утверждены программы, тематические планирования по предметам, был утвержден график проведения недель естественно-математического и гуманитарного циклов, график проведения интеллектуальных игр.
По результатам проведенных предметных недель и внутришкольных интеллектуальных игр, были сформированы команды для участия в районных интеллектуальных играх, где ребята показали хорошие результаты. В играх по естественно-биологическому циклу команда заняла 1 место, по истории и обществознанию - 2 место, по естественно-математическому циклу  - 4 место;  по русскому языку и литературе  - 4 место. Команда учащихся нашей школы стала  участником финальной интеллектуальной игры в Николаевской СОШ №1.
В первом полугодии интересно и увлекательно для детей прошли недели биологии, экологии, химии, географии и математики. Ребята участвовали в конкурсах,  викторинах, разгадывали ребусы, загадки, выпускали газеты, показывали опыты. Учащиеся 5-6 классов  участвовали в увлекательном спортивном соревновании "Зоологические забеги"  (учитель Разинкова Е.В.), учащиеся 9-11 классов  приняли участие в интегрированном уроке по физике и информатике (Кондрашов А.В.), где с удовольствием работали в  Интернете   и по локальной сети.  С большим интересом ребята 8-11 классов участвовали в интеллектуальной игре по физике, математике, химии и географии. (Жалоба И.В., Дмитриева Н.В.).  В течение предметных недель были проведены олимпиады для учащихся 9-11 классов, по результатам которых ребята приняли участие в районных олимпиадах, где показали положительные результаты (Григорьев Максим занял 1 место по биологии и принял участие в зональной олимпиаде по биологии; занял призовое место по английскому языку, принял участие в зональной олимпиаде по англ. языку и был рекомендован для участия в областной олимпиаде; Таранова Марина заняла призовое место по обществознанию, приняла участие в зональной олимпиаде, по результатам которой была рекомендована для участия в областной олимпиаде по обществознанию; хорошие результаты в районной олимпиаде по биологии и экологии показали Романов А., Анаев Р., Айталиева А.)
Во II полугодии, (с  февраля по апрель) прошли предметные недели в начальных классах, предметные недели по русскому языку и литературе, по истории и иностранному языку.  При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады; творческие конкурсы сочинений, сказок, кроссвордов; игры -  КВНы, «Поле чудес»; посиделки; посещение музея; открытые уроки.
 В рамках недели русского языка и литературы (учителя Пащенко Л.В., Баринова Е.А.), учащиеся получили возможность побывать в «Княжестве русского языка», принять участие в интеллектуальной игре «Желаем успеха», в литературной игре с элементами театрального представления «Нет, я не Байрон», где показали не только свои знания по русскому языку и литературе, но и проявили свои творческие способности.  Неделя была тщательно продумана учителями и хорошо организована, что привлекло  интерес большого количества участников. В рамках недели начальных классов (учителя Кондрашова Н.Н., Душанова Б.Ч., Таранова Н.Н., Бержанова З.Н.),  учащиеся начальных классов с большим интересом рассуждали на тему «Что мы знаем о нашей стране и о своем городе (селе)?», участвовали в КВН «Веселый математик»,  литературной игре «Поле Чудес», в конкурсе знатоков русского языка. Все учителя начальных классов дали открытие уроки в своих классах. В рамках недели истории (учитель Панина И.Г.)  учащиеся  «Путешествовали по станциям с Ильей Муромцем», проверяли свои знания в интеллектуальной игре «Знаешь ли ты?», участвовали в викторине, в школьном музее «Возрождение» с большим интересом слушали экскурсоводов, рассматривали экспонаты. Неделя иностранного языка (учитель Кусманова А.Ш.) запомнилась ученикам нашей школы благодаря таким мероприятиям, как  «день Святого Валентина», «Зов джунглей», «Твой английский», «Путешествие в Лондон».  Джумагулова Д. приняла участие в областном литературном конкурсе «Сказка рядом со мной».
Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое количество участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты  и призы.
Многие учителя (Кондрашова Н.Н., Душанова Б.Ч., Пащенко Л.В., Баринова Е.А., Кондрашов А.В., Жалоба И.В., Панина И.Г., Дмитриева Н.В., Разинкова Е.В., и др.) в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские спо¬собности. Они еще раз показали, что такая форма работы  создаёт праздничную творческую  атмосферу, что способствует развитию творчества, как самого учителя, так и учащихся. Ребята показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные,  разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов. В результате проведения предметных недель был собран материал в школьную «методическую копилку».
           Для того чтобы иметь чёткое представление о том, как развивается школа, каковы тенденции этого развития, как совершенствуется образовательный процесс, нужен постоянный анализ, постоянная обратная связь, информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива. Такую информацию — достоверную, полную — можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля. Так,  в  октябре - ноябре была проведен классно-обобщающий контроль в 1,5,10 классах с целью проверки адаптации учащихся к новым условиям обучения. По окончании контрольного периода был проведен педагогический совет: "Адаптационный период в школе", где  были проанализированы посещенные уроки, контрольные срезы, проверки рабочих тетрадей и дневников учащихся, проведенные диагностики и т. д.  Проводилась проверка обеспеченности учащихся учебниками; контроль календарно-тематического планирования и программного обеспечения, внеклассная работа по предметам, административный контроль над уровнем знаний – стартовый контроль по русскому языку и математике, анализ успеваемости за четверти и полугодие, проверка дневников, тетрадей учащихся, классных журналов, журналов  ИГЗ, посещались уроки. По всем проверкам составлены справки, которые доводились до сведения учителей на совещаниях при директоре, на ПС, в индивидуальной беседе с ними. В начальных классах проводилась проверка техники чтения и устного счета. Результаты данной проверки обговаривались с классными руководителями. В январе - марте классно-обобщающий контроль осуществлен в 9, 2 классах, с целью анализа организации системы учебно-воспитательного процесса в данных классах.
В  октябре 2010 г. была проведена робота с молодым специалистом и вновь прибывшими учителями. С ними проводились консультации по оформлению и ведению классной документации. Для  них были организованы мастер-классы опытными учителями нашей школы (Пащенко Л.В., Петренко И.В., Кондрашова Н.Н., Жалоба И.В., Разинкова Е.В., Дмитриева Н.В.), в форме открытых уроков и внеклассных мероприятий. Молодые и вновь прибывшие специалисты (Кусманова А.Ш., Таранова Н.Н., Баринова Е.А., Бержанова З.Н.) пригласили коллег на свои уроки. Во II полугодии 2010-2011 учебного года были проведены контрольные работы, с целью проверки успеваемости и качества знаний учащихся в классах, где преподавателями являлись молодой специалист (Кусманова А.Ш.) и вновь прибывшие учителя (Таранова Н.Н., Баринова Е.А.). Контрольные работы  были проанализированы, и на  их основе составлены справки.
  В  I  полугодии 2010-2011 учебного года прошли курсы повышения квалификации 2 учителя  – Панина И. Г. («Теория и методика преподавания истории и обществознания: инновационные подходы»), Бирюлева Г.В. («Теория и методика преподавания географии») получили свидетельства о прохождении курсов и соответствия высшей категории.  В этот период 7 человек  нашей школы успешно прошли аттестацию на различные категории: Базильчук О.П.- директор школы - 1 категория,  Петренко И.В. – зам. директора по УР-  1 категория;  Бирюлева Г.В. – зам. директора по ВР -   1 категория и учитель географии -  высшая   категория, Панина И.Г. – учитель истории и обществознания - высшая категория,  Слащев А.В. – Учитель ОБЖ - 1 категория, Душанова Б.Ч. – учитель начальных классов -  2 категория.
 Во II полугодии прошли курсы повышения квалификации Слащев А.В. («Теория и методика преподавания предмета «Технология»: актуальные проблемы»), получивший свидетельство о прохождении курсов и соответствия I квалификационной категории, и Петренко И.В. («Управление введением ФГОС»).
 В целях развития творческой активности среди учителей и учащихся школы в I полугодии были проведены педсоветы: «Развитие педагогического творчества в коллективе. Роль воспитательной программы классного руководителя в условиях реализации программы развития школы»  и  « Влияние профессионально-творческого развития личности педагога на учебную мотивацию школьников».         
 Во втором полугодии 2010-2011 учебного года были проведены педагогические советы: «Предметные недели как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»; «О допуске к экзаменам выпускников 9 и 11 класса»; «Итоги успеваемости за год».  Семинар по теме «Педтехника. Педмастерство. Этика учителя. Проблема гуманизации УВП и роль учительского слова на уроке». В подготовке педагогических советов участвовали представители от методического объединения начальных классов и творческих групп, получившие необходимые рекомендации и список литературы от руководителя, ответственного за подготовку и проведение данного педсовета.  Формы проведения педагогических советов были разнообразны. Наряду с традиционными, использовались такие активные формы как работа в творческих микрогруппах. Эффективность работы в этом случае была достаточно высокой.
Контроль над выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию школы  и председателя методического объединения, руководителей творческих групп.  Результаты контроля обсуждались на административных совещаниях. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности учащихся. (По сравнению с предыдущими годами, наблюдается повышение % успеваемости – 100 %, однако качество знаний снижается – 36,7%, что говорит о том, что, несмотря на позитивные перемены в успеваемости, коллективу необходимо поработать и над качеством знаний учащихся). 

Результаты успеваемости и качества знаний с 2008-2011 уч. годы:


учебный
год   
всего учащихся   
на «5»   
на
4 -5»    Оставлены на повторный год обучения   
           % успеваемости   
% качества знаний
2008-2009    175    5    59    4    97,6    35
2009-2010    169    7    57    1    99,4    38,6
2010-2011    157    9    45    -    100    36,7


Рост педагогического мастерства  осуществлялся также в этом учебном году не  только через заседания педагогического совета, но и через заседания  методического совета, творческих групп, теоретические семинары.
В связи с введением ФГОС НОО, был проведен ряд заседаний методического совета школы, и методического объединения начальных классов, в рамках которых обсуждались грядущие перемены в системе начального образования, требования к учителю и планируемым результатам в обучении школьников  в соответствии с ФГОС, новые УМК. Результатом работы данных заседаний стали разработанные творческой группой учителей (Кондрашова Н.Н., Душанова Б.Ч., Бержанова З.Н., Таранова Н.Н., Бирюлев А.Е.) – Образовательная программа МОУ «Степновская СОШ» и  Программы дополнительного образования (Разинкова Е.В., Панина И.Г., Дмитриева Н.В., Жалоба И.В., Пащенко Л.В., Баринова Е.А).
Педагоги школы активно распространяют свой положительный опыт работы, выступая на семинарах, конференциях:
•    Слащев Алексей Викторович – учитель ОБЖ и технологии – принял участие в областном научно-практическом семинаре  «Активные методы работы учителя при организации технологического образования школьников»;
•    Жалоба Ирина  Владимировна – учитель математики - приняла участие в семинарах в МОУ «Николаевская СОШ №1» по теме: «Решение заданий части «С» в сборниках  ГИА и ЕГЭ»; в МОУ «Николаевская СОШ №3» по теме «Применение информационных компьютерных технологий на уроках геометрии»;
•    Разинкова Елена Васильевна – учитель биологии и экологии  -   приняла участие в областном празднике  «Земля - наш дом»; в конференции «Молодежные экологические чтения 2010», где ее ученица Петренко А. выступала с научно-исследовательской работой; в областном семинаре «Экологическое воспитание в школе»;
•    Кондрашов Алексей Викторович – учитель математики и информатики – принял участие в  семинарах «Сетевые программы как средство эффективности обучения и контроля учащихся»;  «Непрерывное информационное образование. Реализация моделей непрерывного информационного образования школьников в рамках требований нового образовательного  стандарта», а также принял участие в Х областном научно-практическом семинаре  учителей информатики Волгоградской области «Инновационныыые методы обучения информатике: анализ практики, проблемы и перспективы»;
•    Дмитриева Нэля Викторовна – учитель химии – приняла участие в Общероссийском патриотическом проект «Общее дело»; выступила на семинаре учителей технологии по теме: «Проектные работы»;
•    Душанова Бибигуль Чайхуловна – учитель начальных классов – приняла участие в районном семинаре «Экологическое воспитание»;
•    Кондрашова Наталья Николаевна - учитель начальных классов – выступила на совещании в рамках единого методического дня «Школа – территория здоровья» в МОУ «Ильичевская СОШ»;
•    Панина Ирина Геннадьевна – учитель истории и обществознания – приняла участие в работе семинара «Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»; в семинаре  «Проектная технология на уроках истории, обществознания  и во внеурочной деятельности», где выступила по теме семинара.
III и IV четверти – это подготовка к завершению учебного года – для 9 и 11 классов это экзаменационная подготовка, для всех остальных классов – обобщающие уроки, контрольные работы, тестовые задания. Традиционно проводилась проверка техники чтения и устного счёта в начальных классах. Результаты данного зачётного периода обсуждались в личных беседах с учителями, на совещаниях при завуче.
Положительные результаты показали учащиеся нашей школы во время государственной итоговой аттестации:

9 класс (16 чел.):

экзамен    Обязательный или по выбору    «5»    «4»    «3»    «2»    %усп.    %
кач.зн.
Русский язык    обязательный    1    5    10    -    100    37,5
Алгебра    обязательный    -    2    12    2    87,5    12,5
Биология    по выбору    2    6    6    -    100    57,1
История    по выбору    -    -    1    -    100    -
Обществознание    по выбору    1    -    1    -    100    50
География    по выбору    2    2    8    -    100    33,3
Химия    по выбору    -    1    2    -    100    33,3
Алгебра    пересдача    -    -    2    -    100    -

11 класс (10чел.)

экзамен    Обязательный или по выбору    % успеваемости
Математика    обязательный    80
Русский язык    обязательный    100
Биология    по выбору    100
Обществознание    по выбору    100
Химия    по выбору    0
Физика    по выбору   
История    по выбору   
Математика    пересдача   


           В течение всего учебного года администрация регулярно проверяла документацию – тетради, дневники, журналы. По результатам составлялись справки,  проводились собеседования с учителями, классными руководители.  Тем не менее, нарушения в работе со школьной документацией наблюдались. В следующем учебном году классные журналы будут проверяться в конце каждого месяца, тетради не только по русскому языку и математике, а также и по другим предметам.
   В  прошедшем учебном году регулярно посещались уроки  в начальной, основной  и средней школе. Основными направлениями посещений уроков были:
- владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;
- владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;
- использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;
- работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;
- формирование общеучебных и специальных умений и навыков;
- системность использования учителями – предметниками средств технического обучения и информационных технологий в учебно - воспитательном процессе.
- использование на уроке учебной и дополнительной литературы;
- здоровьесберегающие технологии на уроке.
В результате посещенных уроков можно сделать следующие выводы:
•    многие учителя производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей;
•    у некоторых преподавателей домашние задания не носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
•    не все учителя  в полной мере  используют ТСО, наглядные средства обучения;
•    в своей работе учителям необходимо выдерживать педагогический такт и этику в отношении к учащимся и коллегам.
Определенные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса отмечаются у  специалистов, имеющих небольшой стаж работы  и молодого специалиста. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей.
В основном поставленные задачи методической работы на 2010 -2011 учебный год выполнены. Активность работы МО и учителей по проведению открытых уроков на удовлетворительном уровне. Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями.
Возрос уровень мотивации к обучению и в этом большая заслуга, как классных руководителей, так и учителей предметников, так и администрации.
Ежегодно отслеживается уровень обученности учащихся, мотивированных на учёбу, на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах.
Наряду с имеющими положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются серьёзные недостатки:
•    Не организовано МО естественно-математического цикла, хотя учителя принимали участие в различных мероприятиях: Разинкова Е.В. (учитель биологии) подготовила Петренко А. и Панину К. к конкурсам  исследовательских работ на районном и областном уровнях, Кондрашов А.В.  провел запоминающееся внеклассное мероприятие по физике, математике и информатике, и др., однако систематической и  организованной работы учителей естественно-математического направления не наблюдается.
•    Недостаточный уровень навыков самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся.
•    Недостаточный уровень  повышения результативности работы с  «одаренными детьми».
Таким образом, в следующем учебном году нам не только предстоит преодолеть данные недостатки, но и необходимо:
1.    Повысить интерес педагогов к проектной и исследовательской деятельности, тем самым увеличить число учащихся, принимающих  участие в научно-практических конференциях;
2.    Направить деятельность педколлектива на работу с учащимися, мотивированными на учёбу и спланировать внеурочную деятельность учителей и учащихся для качественной подготовки участников олимпиад по предметам и конкурсов, изучить опыт работы с одарёнными детьми других образовательных учреждений.
3.    Проводить методические недели с целью раскрытия творческого потенциала учителей и учащихся.
  



Зам. директора по УР:                          Петренко И.В.
Категория: Педагогические россыпи | Добавил: Vlada (12.11.2011)
Просмотров: 683 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz