|
Анализ методической работы
Анализ методической работы в МОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» Николаевского района Волгоградской области за 2010-2011 учебный год.
Методическая работа школы в 2010 - 2011 учебном году строилась на основе методической темы школы: "Использование продуктивных образовательных и воспитательных технологий в учебно-воспитательном процессе для повышения удовлетворенности качеством работы школы". Перед коллективом были поставлены следующие задачи: 1. Дальнейшая информатизация образовательного процесса и совершенствование педагогического мастерства через повышение информационных компетенций всех участников образовательного процесса. 2. Вовлечение всех учителей, учащихся и их родителей в жизнь школы, в т.ч. в инновационную деятельность через использование современных образовательных технологий, информационно-коммуникативных технологий. 3. Повышение результативности работы с "одаренными детьми", создание комфортных условий работы для данных учащихся. 4. Формирование познавательного отношения к процессу обучения и воспитания всех участников образовательного процесса. 5. Повышение личной ответственности участников образовательного процесса за обеспечение доступности, качества и эффективности образования. Для решения поставленных задач была проведена следующая работа: Разработан план работы методической службы, уточнён план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов, распределены обязанности членов МС, созданы творческие группы. В школе работает: • МО учителей начальных классов (Кондрашова Н.Н., Бержанова З.Н., Душанова Б.Ч., Таранова Н.Н); • творческие группы: 1. "Формирование устойчивого качества знаний" (Пащенко Л.В., Баринова Е.А.); 2. "Освоение информационно-коммуникативных технологий" (Панина И.Г., Дмитриева Н.В., Кондрашов А.В.); 3. "Формирование устойчивых навыков рациональных устных вычислений" (Жалоба И.В., Бержанова З.Н.), 4. «Нестандартные формы проведения уроков» (Петренко И.В., Бирюлева Г.В.). • остальные преподаватели работают индивидуально над своими темами самообразования. На заседаниях МО были рассмотрены и утверждены программы, тематические планирования по предметам, был утвержден график проведения недель естественно-математического и гуманитарного циклов, график проведения интеллектуальных игр. По результатам проведенных предметных недель и внутришкольных интеллектуальных игр, были сформированы команды для участия в районных интеллектуальных играх, где ребята показали хорошие результаты. В играх по естественно-биологическому циклу команда заняла 1 место, по истории и обществознанию - 2 место, по естественно-математическому циклу - 4 место; по русскому языку и литературе - 4 место. Команда учащихся нашей школы стала участником финальной интеллектуальной игры в Николаевской СОШ №1. В первом полугодии интересно и увлекательно для детей прошли недели биологии, экологии, химии, географии и математики. Ребята участвовали в конкурсах, викторинах, разгадывали ребусы, загадки, выпускали газеты, показывали опыты. Учащиеся 5-6 классов участвовали в увлекательном спортивном соревновании "Зоологические забеги" (учитель Разинкова Е.В.), учащиеся 9-11 классов приняли участие в интегрированном уроке по физике и информатике (Кондрашов А.В.), где с удовольствием работали в Интернете и по локальной сети. С большим интересом ребята 8-11 классов участвовали в интеллектуальной игре по физике, математике, химии и географии. (Жалоба И.В., Дмитриева Н.В.). В течение предметных недель были проведены олимпиады для учащихся 9-11 классов, по результатам которых ребята приняли участие в районных олимпиадах, где показали положительные результаты (Григорьев Максим занял 1 место по биологии и принял участие в зональной олимпиаде по биологии; занял призовое место по английскому языку, принял участие в зональной олимпиаде по англ. языку и был рекомендован для участия в областной олимпиаде; Таранова Марина заняла призовое место по обществознанию, приняла участие в зональной олимпиаде, по результатам которой была рекомендована для участия в областной олимпиаде по обществознанию; хорошие результаты в районной олимпиаде по биологии и экологии показали Романов А., Анаев Р., Айталиева А.) Во II полугодии, (с февраля по апрель) прошли предметные недели в начальных классах, предметные недели по русскому языку и литературе, по истории и иностранному языку. При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады; творческие конкурсы сочинений, сказок, кроссвордов; игры - КВНы, «Поле чудес»; посиделки; посещение музея; открытые уроки. В рамках недели русского языка и литературы (учителя Пащенко Л.В., Баринова Е.А.), учащиеся получили возможность побывать в «Княжестве русского языка», принять участие в интеллектуальной игре «Желаем успеха», в литературной игре с элементами театрального представления «Нет, я не Байрон», где показали не только свои знания по русскому языку и литературе, но и проявили свои творческие способности. Неделя была тщательно продумана учителями и хорошо организована, что привлекло интерес большого количества участников. В рамках недели начальных классов (учителя Кондрашова Н.Н., Душанова Б.Ч., Таранова Н.Н., Бержанова З.Н.), учащиеся начальных классов с большим интересом рассуждали на тему «Что мы знаем о нашей стране и о своем городе (селе)?», участвовали в КВН «Веселый математик», литературной игре «Поле Чудес», в конкурсе знатоков русского языка. Все учителя начальных классов дали открытие уроки в своих классах. В рамках недели истории (учитель Панина И.Г.) учащиеся «Путешествовали по станциям с Ильей Муромцем», проверяли свои знания в интеллектуальной игре «Знаешь ли ты?», участвовали в викторине, в школьном музее «Возрождение» с большим интересом слушали экскурсоводов, рассматривали экспонаты. Неделя иностранного языка (учитель Кусманова А.Ш.) запомнилась ученикам нашей школы благодаря таким мероприятиям, как «день Святого Валентина», «Зов джунглей», «Твой английский», «Путешествие в Лондон». Джумагулова Д. приняла участие в областном литературном конкурсе «Сказка рядом со мной». Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое количество участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты и призы. Многие учителя (Кондрашова Н.Н., Душанова Б.Ч., Пащенко Л.В., Баринова Е.А., Кондрашов А.В., Жалоба И.В., Панина И.Г., Дмитриева Н.В., Разинкова Е.В., и др.) в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские спо¬собности. Они еще раз показали, что такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию творчества, как самого учителя, так и учащихся. Ребята показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов. В результате проведения предметных недель был собран материал в школьную «методическую копилку». Для того чтобы иметь чёткое представление о том, как развивается школа, каковы тенденции этого развития, как совершенствуется образовательный процесс, нужен постоянный анализ, постоянная обратная связь, информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива. Такую информацию — достоверную, полную — можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля. Так, в октябре - ноябре была проведен классно-обобщающий контроль в 1,5,10 классах с целью проверки адаптации учащихся к новым условиям обучения. По окончании контрольного периода был проведен педагогический совет: "Адаптационный период в школе", где были проанализированы посещенные уроки, контрольные срезы, проверки рабочих тетрадей и дневников учащихся, проведенные диагностики и т. д. Проводилась проверка обеспеченности учащихся учебниками; контроль календарно-тематического планирования и программного обеспечения, внеклассная работа по предметам, административный контроль над уровнем знаний – стартовый контроль по русскому языку и математике, анализ успеваемости за четверти и полугодие, проверка дневников, тетрадей учащихся, классных журналов, журналов ИГЗ, посещались уроки. По всем проверкам составлены справки, которые доводились до сведения учителей на совещаниях при директоре, на ПС, в индивидуальной беседе с ними. В начальных классах проводилась проверка техники чтения и устного счета. Результаты данной проверки обговаривались с классными руководителями. В январе - марте классно-обобщающий контроль осуществлен в 9, 2 классах, с целью анализа организации системы учебно-воспитательного процесса в данных классах. В октябре 2010 г. была проведена робота с молодым специалистом и вновь прибывшими учителями. С ними проводились консультации по оформлению и ведению классной документации. Для них были организованы мастер-классы опытными учителями нашей школы (Пащенко Л.В., Петренко И.В., Кондрашова Н.Н., Жалоба И.В., Разинкова Е.В., Дмитриева Н.В.), в форме открытых уроков и внеклассных мероприятий. Молодые и вновь прибывшие специалисты (Кусманова А.Ш., Таранова Н.Н., Баринова Е.А., Бержанова З.Н.) пригласили коллег на свои уроки. Во II полугодии 2010-2011 учебного года были проведены контрольные работы, с целью проверки успеваемости и качества знаний учащихся в классах, где преподавателями являлись молодой специалист (Кусманова А.Ш.) и вновь прибывшие учителя (Таранова Н.Н., Баринова Е.А.). Контрольные работы были проанализированы, и на их основе составлены справки. В I полугодии 2010-2011 учебного года прошли курсы повышения квалификации 2 учителя – Панина И. Г. («Теория и методика преподавания истории и обществознания: инновационные подходы»), Бирюлева Г.В. («Теория и методика преподавания географии») получили свидетельства о прохождении курсов и соответствия высшей категории. В этот период 7 человек нашей школы успешно прошли аттестацию на различные категории: Базильчук О.П.- директор школы - 1 категория, Петренко И.В. – зам. директора по УР- 1 категория; Бирюлева Г.В. – зам. директора по ВР - 1 категория и учитель географии - высшая категория, Панина И.Г. – учитель истории и обществознания - высшая категория, Слащев А.В. – Учитель ОБЖ - 1 категория, Душанова Б.Ч. – учитель начальных классов - 2 категория. Во II полугодии прошли курсы повышения квалификации Слащев А.В. («Теория и методика преподавания предмета «Технология»: актуальные проблемы»), получивший свидетельство о прохождении курсов и соответствия I квалификационной категории, и Петренко И.В. («Управление введением ФГОС»). В целях развития творческой активности среди учителей и учащихся школы в I полугодии были проведены педсоветы: «Развитие педагогического творчества в коллективе. Роль воспитательной программы классного руководителя в условиях реализации программы развития школы» и « Влияние профессионально-творческого развития личности педагога на учебную мотивацию школьников». Во втором полугодии 2010-2011 учебного года были проведены педагогические советы: «Предметные недели как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»; «О допуске к экзаменам выпускников 9 и 11 класса»; «Итоги успеваемости за год». Семинар по теме «Педтехника. Педмастерство. Этика учителя. Проблема гуманизации УВП и роль учительского слова на уроке». В подготовке педагогических советов участвовали представители от методического объединения начальных классов и творческих групп, получившие необходимые рекомендации и список литературы от руководителя, ответственного за подготовку и проведение данного педсовета. Формы проведения педагогических советов были разнообразны. Наряду с традиционными, использовались такие активные формы как работа в творческих микрогруппах. Эффективность работы в этом случае была достаточно высокой. Контроль над выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию школы и председателя методического объединения, руководителей творческих групп. Результаты контроля обсуждались на административных совещаниях. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности учащихся. (По сравнению с предыдущими годами, наблюдается повышение % успеваемости – 100 %, однако качество знаний снижается – 36,7%, что говорит о том, что, несмотря на позитивные перемены в успеваемости, коллективу необходимо поработать и над качеством знаний учащихся).
Результаты успеваемости и качества знаний с 2008-2011 уч. годы:
учебный год всего учащихся на «5» на 4 -5» Оставлены на повторный год обучения % успеваемости % качества знаний 2008-2009 175 5 59 4 97,6 35 2009-2010 169 7 57 1 99,4 38,6 2010-2011 157 9 45 - 100 36,7
Рост педагогического мастерства осуществлялся также в этом учебном году не только через заседания педагогического совета, но и через заседания методического совета, творческих групп, теоретические семинары. В связи с введением ФГОС НОО, был проведен ряд заседаний методического совета школы, и методического объединения начальных классов, в рамках которых обсуждались грядущие перемены в системе начального образования, требования к учителю и планируемым результатам в обучении школьников в соответствии с ФГОС, новые УМК. Результатом работы данных заседаний стали разработанные творческой группой учителей (Кондрашова Н.Н., Душанова Б.Ч., Бержанова З.Н., Таранова Н.Н., Бирюлев А.Е.) – Образовательная программа МОУ «Степновская СОШ» и Программы дополнительного образования (Разинкова Е.В., Панина И.Г., Дмитриева Н.В., Жалоба И.В., Пащенко Л.В., Баринова Е.А). Педагоги школы активно распространяют свой положительный опыт работы, выступая на семинарах, конференциях: • Слащев Алексей Викторович – учитель ОБЖ и технологии – принял участие в областном научно-практическом семинаре «Активные методы работы учителя при организации технологического образования школьников»; • Жалоба Ирина Владимировна – учитель математики - приняла участие в семинарах в МОУ «Николаевская СОШ №1» по теме: «Решение заданий части «С» в сборниках ГИА и ЕГЭ»; в МОУ «Николаевская СОШ №3» по теме «Применение информационных компьютерных технологий на уроках геометрии»; • Разинкова Елена Васильевна – учитель биологии и экологии - приняла участие в областном празднике «Земля - наш дом»; в конференции «Молодежные экологические чтения 2010», где ее ученица Петренко А. выступала с научно-исследовательской работой; в областном семинаре «Экологическое воспитание в школе»; • Кондрашов Алексей Викторович – учитель математики и информатики – принял участие в семинарах «Сетевые программы как средство эффективности обучения и контроля учащихся»; «Непрерывное информационное образование. Реализация моделей непрерывного информационного образования школьников в рамках требований нового образовательного стандарта», а также принял участие в Х областном научно-практическом семинаре учителей информатики Волгоградской области «Инновационныыые методы обучения информатике: анализ практики, проблемы и перспективы»; • Дмитриева Нэля Викторовна – учитель химии – приняла участие в Общероссийском патриотическом проект «Общее дело»; выступила на семинаре учителей технологии по теме: «Проектные работы»; • Душанова Бибигуль Чайхуловна – учитель начальных классов – приняла участие в районном семинаре «Экологическое воспитание»; • Кондрашова Наталья Николаевна - учитель начальных классов – выступила на совещании в рамках единого методического дня «Школа – территория здоровья» в МОУ «Ильичевская СОШ»; • Панина Ирина Геннадьевна – учитель истории и обществознания – приняла участие в работе семинара «Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»; в семинаре «Проектная технология на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности», где выступила по теме семинара. III и IV четверти – это подготовка к завершению учебного года – для 9 и 11 классов это экзаменационная подготовка, для всех остальных классов – обобщающие уроки, контрольные работы, тестовые задания. Традиционно проводилась проверка техники чтения и устного счёта в начальных классах. Результаты данного зачётного периода обсуждались в личных беседах с учителями, на совещаниях при завуче. Положительные результаты показали учащиеся нашей школы во время государственной итоговой аттестации:
9 класс (16 чел.):
экзамен Обязательный или по выбору «5» «4» «3» «2» %усп. % кач.зн. Русский язык обязательный 1 5 10 - 100 37,5 Алгебра обязательный - 2 12 2 87,5 12,5 Биология по выбору 2 6 6 - 100 57,1 История по выбору - - 1 - 100 - Обществознание по выбору 1 - 1 - 100 50 География по выбору 2 2 8 - 100 33,3 Химия по выбору - 1 2 - 100 33,3 Алгебра пересдача - - 2 - 100 -
11 класс (10чел.)
экзамен Обязательный или по выбору % успеваемости Математика обязательный 80 Русский язык обязательный 100 Биология по выбору 100 Обществознание по выбору 100 Химия по выбору 0 Физика по выбору История по выбору Математика пересдача
В течение всего учебного года администрация регулярно проверяла документацию – тетради, дневники, журналы. По результатам составлялись справки, проводились собеседования с учителями, классными руководители. Тем не менее, нарушения в работе со школьной документацией наблюдались. В следующем учебном году классные журналы будут проверяться в конце каждого месяца, тетради не только по русскому языку и математике, а также и по другим предметам. В прошедшем учебном году регулярно посещались уроки в начальной, основной и средней школе. Основными направлениями посещений уроков были: - владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями; - владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся; - использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами; - работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время; - формирование общеучебных и специальных умений и навыков; - системность использования учителями – предметниками средств технического обучения и информационных технологий в учебно - воспитательном процессе. - использование на уроке учебной и дополнительной литературы; - здоровьесберегающие технологии на уроке. В результате посещенных уроков можно сделать следующие выводы: • многие учителя производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей; • у некоторых преподавателей домашние задания не носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся; • не все учителя в полной мере используют ТСО, наглядные средства обучения; • в своей работе учителям необходимо выдерживать педагогический такт и этику в отношении к учащимся и коллегам. Определенные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса отмечаются у специалистов, имеющих небольшой стаж работы и молодого специалиста. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей. В основном поставленные задачи методической работы на 2010 -2011 учебный год выполнены. Активность работы МО и учителей по проведению открытых уроков на удовлетворительном уровне. Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями. Возрос уровень мотивации к обучению и в этом большая заслуга, как классных руководителей, так и учителей предметников, так и администрации. Ежегодно отслеживается уровень обученности учащихся, мотивированных на учёбу, на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах. Наряду с имеющими положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются серьёзные недостатки: • Не организовано МО естественно-математического цикла, хотя учителя принимали участие в различных мероприятиях: Разинкова Е.В. (учитель биологии) подготовила Петренко А. и Панину К. к конкурсам исследовательских работ на районном и областном уровнях, Кондрашов А.В. провел запоминающееся внеклассное мероприятие по физике, математике и информатике, и др., однако систематической и организованной работы учителей естественно-математического направления не наблюдается. • Недостаточный уровень навыков самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. • Недостаточный уровень повышения результативности работы с «одаренными детьми». Таким образом, в следующем учебном году нам не только предстоит преодолеть данные недостатки, но и необходимо: 1. Повысить интерес педагогов к проектной и исследовательской деятельности, тем самым увеличить число учащихся, принимающих участие в научно-практических конференциях; 2. Направить деятельность педколлектива на работу с учащимися, мотивированными на учёбу и спланировать внеурочную деятельность учителей и учащихся для качественной подготовки участников олимпиад по предметам и конкурсов, изучить опыт работы с одарёнными детьми других образовательных учреждений. 3. Проводить методические недели с целью раскрытия творческого потенциала учителей и учащихся.
Зам. директора по УР: Петренко И.В. |
Категория: Педагогические россыпи | Добавил: Vlada (12.11.2011)
|
Просмотров: 683
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|